Мифы о ПВХ-лодках

1. 5-слойный ПВХ
Это первый миф, с которым знакомятся желающие купить надувную лодку ПВХ. Причем, этот миф вы можете услышать как от покупателей, так и от продавцов. Чтобы разобраться, где правда, а где ложь, начнем с самых азов, а именно с ознакомления с самим материалом ПВХ. Поливинилхлорид, кратко ПВХ, - в один слой является материалом очень тонким, что касается прочности, то она не на много превышает прочность обычных полиэтиленовых пакетов. Увеличение его прочности достигается за счет армирования, когда на изготовленную из полимерных нитей сетку с каждой стороны наклеивают по слою ПВХ, используя для склейки высокоадгезивное связующее (адгезия – явление, когда частицы одного вещества проникают в другое на молекулярном уровне). В результате получается очень прочная на разрыв, прокол, порез и истирание ткань. Откуда же производители или продавцы берут пять слоев? Это просто маркетинговый ход, когда адгезивное связующее выдается за дополнительные слои. Однако если детально рассмотреть полученный материал – армированный ПВХ, то в сущности он будет представлять собой следующее: корд – пленка ПВХ – корд, что никак не подходит под определение пятислойного ПВХ. При этом нельзя не отметить, что в качестве материала для лодок может использоваться хайполон – материал, обладающий совершенно другими свойствами. Еще есть китайские лодки на веслах из неармированного ПВХ, но их вообще нельзя рассматривать всерьез.

2. Чем больше плотность, тем прочнее лодка.
Это второе по популярности заблуждение, которое вы можете услышать. Это тоже не более чем маркетинговый ход. Чтобы понять, откуда у этого мифа «растут ноги», необходимо знать, что ткань для производства лодок ПВХ производится в Европе (Германия, Чехия, Финляндия) и Южной Корее. Утверждать, что какой-то производитель однозначно лучше конкурентов, нельзя, однако следует отметить, что самая плотная ткань выпускается южнокорейскими производителями (1100 г/м2). Для сравнения, плотность европейской – 850 г/м2. При этом южнокорейская ткань дешевле европейской, в результате чего она по большей части вытеснила европейскую с российского рынка. Что касается качественных характеристик, то у тех и у других производителей прочность одинаковая, но лодка, изготовленная из европейской ткани, по размерам будет немного меньше. Тут еще необходимо обратить внимание покупателей на тот факт, что помимо лодочных тканей существуют ПВХ-ткани, предназначенные для пошива бассейнов, тентов и т.п. Такие ткани менее плотные и не предназначены для производства лодок. Чтобы случайно не купить лодку из такой вот ткани, требуйте у продавца сертификат соответствия.

3. Гарантия 5 лет
Это довольно интересное введение в заблуждение покупателя, ведь гарантия дается на материал и швы. Итак, рассмотрим гарантию на материал. Здесь подвох заключается в том, что гарантию на материал ПВХ дает производитель ткани, и действует она с начала производства ткани, а не лодки. Далее швы. На самом деле, шов является самым прочным местом в лодке, поскольку проклеивается клеющими составами, обладающими высокой адгезией, в результате шов является монолитом на молекулярном уровне. Если же при склейке швов допущен какой-либо брак, это выявится сразу же при спуске лодки на воду, поэтому если со швами изначально все в порядке, то так оно и будет в дальнейшем. При этом озвученная продавцом гарантия в пять лет не относится к фурнитуре – веслам, банкам, помпе и т.д. В лучшем случае на все это будет годовая гарантия.

4. Склейка или сварка
Какой шов в лодке лучше, склеенный или сварной? Говоря про этот миф, невольно вспоминается пословица «каждый кулик свое болото хвалит», и вот почему… Разница между сваркой и склейкой только в том, что склейка производится человеком, сварка – аппаратом, при этом связующие материалы одинаковы. Для активации адгезивного связующего необходима температура, при этом в ручном методе это достигается специальным высокотемпературным феном, при сварке – аппаратом. При этом нельзя сказать, что какой-то из двух данных методов более качественный, поскольку при аппаратной сварке возможны сбои, в результате ткань можно недодержать или пережечь, ну, а если работает человек, то неизбежен человеческий фактор.

5. ПВХ-лодки нельзя отремонтировать
Этот миф сейчас почти не встречается, однако он был очень популярен, когда лодки ПВХ только появились в России. Причиной распространения данного мифа было то, что на лодки ПВХ сравнивали с лодками из резиноткани, в этом сравнении лодки ПВХ в самом деле ремонтировать довольно трудоемко. Однако в на этом преимущества резиновых лодок и заканчиваются. Любое повреждение лодки менее 5 см в длину легко можно починить в походных условиях, используя ремкомплект, который продается вместе с лодкой в комплекте. В ремкомплект входят специальный клей и ткань. Для успешного ремонта следует четко следовать приложенной инструкции: приклеивать заплатку следует только на высушенную поверхность, не проводить ремонт, если температура ниже нуля, также ни в коем случае нельзя затыкать поврежденное место на не сдутом баллоне. Конечно, 50-сантиметровый порез можно отремонтировать только в сервисном центре. И, отправляясь в поход или на рыбалку с лодкой ПВХ, стоит отдавать себе отчет, что непредвиденных ситуаций порой не избежать.